АДМИНИСТРАЦИЯ СТАРОШАЙГОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
с. Старое Шайгово, Старошайговский район, Республика Мордовия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЗАПОЛНЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ФОРМЫ СПРАВКИ в 2025 году (за отчетный 2024год)

Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.

В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. № 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.

В свою очередь, исходя из Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", уполномоченным на оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

В этой связи лица, на которых возложены ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, для получения соответствующей консультативной помощи, в том числе по вопросам заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее – справка), обращаются в указанное подразделение органа (орган).

При возникновении у таких подразделений (органов) сложностей в предоставлении консультаций сотрудникам таких подразделений (органов) рекомендуется сначала обратиться в рабочем порядке к ответственным специалистам Департамента проектной деятельности и государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда России в части разрешения сложившейся ситуации, а после рабочего взаимодействия при необходимости направить официальный запрос с приложением всех материалов, характеризующих ситуацию, с просьбой оказать консультативную помощь такому подразделению.

При этом подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушенийтерриториальных органов федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов или аналогичным подразделениям организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, целесообразно в первую очередь обращаться в соответствующий центральный аппарат. Аналогично подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления целесообразно в первую очередь обращаться в соответствующий орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

I. Представление сведений о доходах, расходах,

об имуществе и обязательствах имущественного характера

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.

Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

  1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – Сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие Сведения (далее – служащий (работник)), а именно:
  1. лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (с учетом особенностей, установленных вподпункте 2 настоящего пункта);
  2. лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов муниципальных образований или должности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации и осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности(на непостоянной основе), - в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата, а также в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались:

лица, замещающие муниципальные должности депутатов представительных органов муниципальных образований и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе,сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

лица, замещающие должности депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации и осуществляющие свои полномочия без отрыва от основной деятельности, – в комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Дополнительные пояснения содержатся в Инструктивно-методических материалах по отдельным вопросам, связанным с применением положений Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/instruktivno-metodicheskie-materialy-po-fz).

  1. государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  2. работниками государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций (компаний), иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, публично-правовых компаний, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, либо должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами таких фондов, локальными нормативными актами такихкорпораций (компаний), организаций, публично-правовых компаний;
  3. лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
  4. работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;
  5. атаманом Всероссийского казачьего общества и атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее – атаман войскового казачьего общества);
  6. главным финансовым уполномоченным и финансовыми уполномоченными в сферах финансовых услуг, руководителем службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  7. иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее – гражданин):
  1. государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;
  2. любой должности государственной службы Российской Федерации (поступающим на службу);
  3. должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  4. должности в государственных внебюджетных фондах,государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов,публично-правовых компаниях, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, либо должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами таких фондов, локальными нормативными актами таких корпораций (компаний), организаций, публично-правовых компаний;
  5. должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
  6. отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;
  7. должности атамана войскового казачьего общества (атаманом войскового казачьего общества, избранным высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества) и атамана Всероссийского казачьего общества;
  8. должности главного финансового уполномоченного, финансового уполномоченного в сферах финансовых услуг, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  9. иных должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные особенности представления Сведений (например, установление обязанности для граждан, претендующих на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, в течение определенного периода со дня наделения полномочиями по должности (назначения, избрания на должность) представить Сведения в утвержденном порядке).

  1. Государственный гражданский служащий Российской Федерации и гражданин, претендующие на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – федеральный кадровый резерв), представляют Сведения при рассмотрении вопроса о включении в названный резерв согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 января 2024 г. № 61 "О федеральном кадровом резерве на государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Указ Президента Российской Федерации
    № 61).

При заполнении с использованием специального программного обеспечения "Справки БК" (далее – СПО "Справки БК")титульного листа справки в строке "В связи с чем подается справка" рекомендуется выбрать "иное" и указать, что лицо претендует на включение в федеральный кадровый резерв.

При выборе отчетного периода необходимо исходить из того, что сведения о доходах представляются за календарный год, предшествующий году представления документов для включения в федеральный кадровый резерв, а сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера – по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу представления таких документов (пункт 4 Положения о порядке представления государственными гражданскими служащими Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке осуществления проверки достоверности и полноты представленных сведений, утвержденного Указом Президента Российский Федерации № 61 (далее – Положение, утвержденное Указом Президента Российский Федерации № 61).

Если лицо, претендующее на включение в федеральный кадровый резерв, по иным основаниям уже представило справки за календарный год, предшествующий году представления документов для включения в федеральный кадровый резерв, то дополнительно представлять справки в соответствии с указанным выше положениями не требуется, в том числе в случае, если семейное положение лица, претендующего на включение в федеральный кадровый резерв, изменилось (например, заключен брак) с момента представления справки по иным основаниям.

Обязательность представления Сведений

  1. Лица, претендующиена замещение и (или) замещающие муниципальные должности, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области,исходя из положений федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", от 4 октября 2022 г. № 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" и Указа Президента Российской Федерации от 6 декабря 2022 г. № 886 "Об особенностях замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" не представляют Сведения в рамках декларационной кампании 2025года.
  2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются федеральным государственным служащим, замещающим должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", и претендующим на замещение должности государственной службы в данном государственном органе, предусмотренной этим перечнем.
  3. В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (далее – военнослужащие, сотрудники илица), замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные соответствующимперечнем должностей,и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных таким перечнем, не представляют Сведения в случае если:
    1. такие военнослужащие, сотрудники илица принимают(принимали)участие в специальной военной операции или непосредственно выполняют(выполняли)задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины;
    2. планируется участие таких военнослужащих, сотрудников и лиц в специальной военной операции или непосредственное выполнение ими задач, связанных с ее проведением, на территориях ДонецкойНародной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины.

Данное регулирование не распространяется на федеральных государственных служащих, замещающих должности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (например, в соответствующих территориальных органах)и которые не принимают (не принимали) участие в специальной военной операции или непосредственно не выполняют (не выполняли) задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины.

Дополнительные пояснения содержатся в Инструктивно-методических материалахпо вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/23).

  1. Нахождениеслужащего (работника) в отпуске (ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске без сохранения денежного содержания, отпуске по уходу за ребенком или другом предусмотренном законодательством Российской Федерации отпуске), временная нетрудоспособность или иной период неисполнения должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не освобождают от обязанности представить Сведения.
  2. В период проведения специальной военной операции и до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации Сведения не представляют военнослужащие, сотрудники и лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины, а также лица, направленные (командированные) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять Сведения.

Вышеуказанные лица не представляют Сведения в рамках декларационной кампании 2025 годав случае, если они принимали участие в специальной военной операции или непосредственно выполняли задачи, связанные с ее проведением, на указанных территориях, в том числе, например,в ноябре 2022 года.

Данные положения также затрагивают лиц, которые ранее направлены (командированы) для выполнения задач на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, но уже вернулись на постоянное место прохождения службы (работы) (вне зависимости от продолжительности и периода выполнения задач).

Дополнительные пояснения содержатся в Инструктивно-методических материалахпо вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" (https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/23).

  1. Лица, призванные на военную службу по мобилизации или заключившие в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, Сведения не представляют.
  2. Приостановление правоотношений, предусмотренное федеральными нормативными правовыми актами, в связи с призывом на военную службу по мобилизации или в связи с заключением в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерациииливойска национальной гвардии Российской Федерации, предполагает, что приостанавливаетсяосуществление установленных по основномуместу службы (работы) прав и обязанностей, в том числе касающихся представления Сведений.
  3. При невозможности представить Сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, указанного в пункте 13 настоящих Методических рекомендаций.

Сроки представления Сведений

  1. Граждане представляют Сведения (без заполнения раздела 2 справки) при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).

Участие гражданина в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации не предполагает обязанность представить Сведения. Сведения представляются перед назначением на должность государственной гражданской службы Российской Федерации.

Атаманы войсковых казачьих обществ, избранные высшим органом управления войсковых казачьих обществ, представляют Сведения при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества.

Гражданин, претендующий на замещение должности атамана Всероссийского казачьего общества, представляет Сведения при подаче документов для подготовки представления о назначении на указанную должность.

  1. Служащие (работники) представляют Сведения ежегодно в следующие сроки:
  1. не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации и др.);
  2. не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, служащие Центрального банка Российской Федерации, работники государственных внебюджетных фондов,государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, публично-правовых компаний,организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, атаманы войсковых казачьих обществ, утвержденные Президентом Российской Федерации, и др.).
  1. Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.
  2. Откладывать представление Сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого дл

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie